Теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия

В отечественной и западной научной литературе сложилось несколько подходов в управлении конкурентоспособностью:

1) системный подход - позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Также системный подход - метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному. Данный подход заключает в себе методологию исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: первично-внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь, вторично-внутренняя структура- совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижения целей системы. Системы характеризуются и отличаются одна от другой многими признаками и параметрами. Например, бывают закрытые и открытые системы, биологические и технические. Для рационального и эффективного применения системного подхода следует учитывать следующие правила:

- не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы;

количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей;

в силу сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры, всему должен быть разумный предел, оптимальная граница;

в условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.

2) инновационный подход - ориентирован на развитие экономики предприятия, на активизацию инновационной деятельности в области разработок;

3) комплексный подход - здесь должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, а при необходимости и другие аспекты управления, и их взаимосвязь;

4) маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на внешних и внутренних потребителей. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозирования жизненных циклов будущих товаров, анализа конкурентоспособности товаров (услуг) фирмы и товаров конкурентов, прогнозирования их конкурентных преимуществ, прогнозирования механизма действия закона конкуренции. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении предприятия. Маркетинговый подход рекомендуется дополнять анализом соблюдения подхода ценителя эксклюзивного сервиса - это подход покупателя к покупке товара (услуги), ожидающего, что:

- изготовитель на стадии стратегического маркетинга изучил его потенциальную потребность;

разработчик и изготовитель применили научные методы управления;

продавец честен и профессионален;

документация (стандарты, сертификаты, инструкции) объективно отражает уровень качества товаров и услуг, безопасность, ресурсоемкость в сфере потребления;

изготовитель, посредники, торговая и сервисная организации не временные, а постоянные профессиональные партнеры, стремящиеся качественно, с минимальными затратами, своевременно и культурно удовлетворить потребности потребителей;

власть защитит покупателя от несправедливости;

5) функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. Цепочка развития: потребности - функции - показатели будущего объекта - изменение или формирование структуры системы. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение получила такая форма предпринимательства как франчайзинг. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный ...

Расходы предприятия состав, методы оптимизации
Расходы являются одним из основных предметов интереса с точки зрения управленческого учета, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия. Терм ...