Реализация государственной финансовой поддержки малого предпринимательства может осуществляться за счет двух источников финансирования: бюджетного и внебюджетного. Сочетание мер прямой и косвенной бюджетной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. При этом наряду с выделением средств из бюджета необходимо разработать автономные механизмы финансирования МП из внебюджетных источников.
В настоящее время необходима разработка новой парадигмы развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть устойчивая хозяйственная кооперация малого среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.
К основным направлениям развития механизмов финансирования относятся:
. Бюджетная поддержка малого предпринимательства через реализацию Федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства.
. Разработка и реализация программ кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между государством и частным капиталом).
. Развитие и внедрение высокодинамичной и экономически эффективной системы микрофинансирования.
. Внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и "лизинга под ключ".
. Субсидирование процентной ставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.
. Обеспечение возможности для малых предприятий участвовать в выполнении государственных и муниципальных заказов.
Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам из 875 тыс. единиц ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсах, например, в сфере микрокредитования составляет около 7 млрд. долл. США. Больше всего предпринимателей планируют получение кредитов в государственных фондах поддержки малого предпринимательства (порядка трети тех руководителей малых предприятий, кто собирается привлекать внешнее финансирование). Далее в рейтинге следует частный сектор (партнерский кредит), банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах. [28. С.7]
При определении форм и методов доступа предпринимателей к финансовым ресурсам необходимо обеспечить дифференцированный подход, учитывая при этом разные категории предпринимателей.
Первая категория - это начинающие предприниматели. Для того, чтобы предприниматель этой категории мог открыть свой бизнес государством должна быть выстроена инфрастуктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению. С учетом мирового опыта и в реальных условиях дефицита финансовых ресурсов государство должно создать условия, которые с привлечением федерального и муниципального имущества могут формировать преимущественно инновационные бизнесы, которые потом передаются предпринимателям в "лизинг под ключ" на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения со стороны предпринимателей:
§ простота процедуры лизинга приводит к понижению стоимости транзакции;
§ для малых предприятий нет необходимости замораживать капитал для софинансирования такого же оборудования в полном объеме;
§ лизинговые контракты специально приспособлены, чтобы соответствовать потребностям МП.
Читайте также >>>
Основы статистики
Понятие
статистики как науки и история её возникновения и развития
О
статистике слышали все. К этому слову мы так привыкли, что часто и не
задумываемся, а знаем ли мы, собственно, что это за наука, как и не
задумываемся над смыслом многих ежедневно употребл ...
Оценка магазина г. Череповца
Постановка
задания на оценку
Объект оценки
Здание магазина, площадью
300 м2
Череповецкий район, д.
Ясная поляна
Череповецкий район, д.
Ясная поляна
Имущественные п ...