Расчет предотвращенного ущерба от выхлопных газов двигателей транспортных средств воздушному бассейну

газ

На долю выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания приходится 50-60 % основных загрязнителей атмосферного бассейна, в мегаполисах уровень загрязнения еще выше - 85-90 %.

В данной работе приведена методика расчета абсолютного и предотвращенного ущербов, наносимых воздушному бассейну выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания.

Только одного улучшения качества исходного моторного топлива можно в значительной мере снизить социально-экологический ущерб. В совокупности с комплексом инженерных методов защиты окружающей среды, например, использование на борту транспортных средств каталитических нейтрализаторов, снижение ущерба будет еще более весомым.

Цели работы:

1. Определить абсолютный ущерб от действия токсикантов выхлопных газов двигателей транспортных средств воздушному бассейну.

2. Определить предотвращенный ущерб воздушному бассейну при замене высокотоксичного топлива на менее токсичное.

. Определить величину удельного предотвращения ущерба воздушному бассейну.

. Разработать рекомендации по снижению ущерба воздушному бассейну от выхлопных газов двигателей транспортных средств.

Теоретическая часть работы

В результате антропогенной деятельности в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, военно-промышленном комплексе наносится ущерб окружающей среде, обусловленный выделением вредных токсичных компонентов, теплоты, электромагнитных полей, ионизирующих излучений, шума, вибраций, биологических токсикантов, тяжелых металлов, минеральных удобрений, моющих и поверхностно-активных веществ, нефтепродуктов. В результате совокупного воздействия этих выделений на окружающую среду нарушается один из основных законов экологии - принцип взаимосвязи, взаимодействия человека с окружающей средой, что приводит к ущербу.

Ущерб, наносимый окружающей среде, распределяется следующим образом между оболочками Земли: воздушный бассейн - 70 %, водный бассейн - 20 %, литосфера - 10 %.

Абсолютный ущерб может быть рассчитан в зависимости от вклада вредных выделений рассматриваемого объекта антропогенной деятельности по эмпирическим и теоретическим моделям (выражается в руб./год).

Предотвращенный ущерб, , руб./год, определяется по формуле:

где и - величина абсолютных ущербов, приходящихся на разное время: - до внедрения природоохранных мероприятий и - после внедрения новых природоохранных мероприятий.

Практическая часть работы

В результате сжигания углеводородного топлива в двигателях транспортных средств (ДТС) образуются выхлопные газы, содержащие более 250 наименований токсикантов. На долю выхлопных газов приходится более 60 % основных загрязнителей воздушного бассейна. При сжигании топлива в ДТС на выхлопе образуется аэрозоль - бидисперсная структура в системах «пары-воздух», «пыль-воздух», то есть растворимые в воздухе пары жидкой фазы или пыль (тяжелые металлы, сажа). Основные виды топлива, используемые в ДТС: бензин, дизельное топливо, ракетное топливо (керосин), мазут. Бензины подразделяются на этилированные, содержащие соединения свинца для повышения октанового числа и неэтилированные, не содержащие в своем составе соединений свинца. Этилированные бензины относятся к категории высокотоксичных, а неэтилированные - к малотоксичным.

Расчет

Бензин этилированный в сравнении с неэтилированным

Рисунок 1. Принципиальная схема работы ДТС и получение выхлопных газов: Т - топливо, В - воздух, ТВС - топливная смесь, Q - теплота, выделяемая при сжигании топлива, А - работа; ВГ - выхлопные газы, Аэр - аэрозоль ВГ, СВ - соединения свинца, н/б, э/б - соответственно неэтилированный и этилированный бензин, ТИ - тепловой импульс, Кн - каталитический нейтрализатор.

Для упрощения расчетов в случае использования неэтилированного бензина принимается, что выхлопной газ содержит аэрозоль, а в случае этилированного бензина ВГ содержит аэрозоль и соединения свинца.

Аэрозоли - это дисперсные системы, состоящие из мелких твердых или жидких частиц, взвешенных в газовой сфере, обычно в воздухе.

Абсолютный ущерб, наносимый выхлопными газами ДТС, , руб./год, определяют по формуле:

, где

- константа, численное значение которой равно руб. на условную тонну выбросов, руб./усл.т.;

- показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над различными территориями (таблица 1);

Перейти на страницу: 1 2 3

Читайте также >>>

Основы функционирования рынка рабочей силы
В условиях современного развития экономических отношений рынок рабочей силы занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эфф ...

Разработка годового плана участка по ремонту вала
Цель курсовой работы - рассчитать себестоимость ремонта вала и на основе этого расчета определить технико-экономические показатели плана участка. Экономическая эффективность работы предприятия зависит от нескольких факторов. Экономический эффект - это ...