Показатели, характеризующие прибыль и рентабельность деятельности предприятия

Большой размер прибыли может достигаться ценой значительных затрат. Поэтому обобщающими показателями для оценки деятельности предприятия используются показатели рентабельности.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) определяется отношением валовой, облагаемой налогом прибыли, чистой прибыли к сумм затрат реализуемой (произведенной) продукции:

, (1)

где Rз - рентабельность реализуемой продукции, %;

Спр - полная себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.;

П - прибыль (валовая, налогооблагаемая, чистая), тыс. руб.

Этот показатель определяет величину прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Показатель определяется на весь объем продукции и по отдельным видам продукции. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации данного вида продукции сопоставляется с полной себестоимостью этого продукта.

Следующий показатель - это рентабельность продаж. Рентабельность продаж определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на сумму полученной выручки:

, (2)

где Р - рентабельность продаж, %;

П - прибыль от реализации продукции (работ, услуг) или чистая прибыль, тыс. руб.;

В - сумма полученной выручки, тыс. руб.

Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности и определяет величину прибыли с рубля продаж.

Рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли (балансовой, валовой, чистой) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его составляющих:

, (3)

где Р - рентабельность инвестируемого капитала, %;

П - прибыль (балансовая, валовая, чистая), тыс. руб.;

К - инвестированный капитал (собственный, заемный, основной, оборотный, производственный), тыс. руб.

Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления производства за счет собственных накоплений.

.3 Факторы, резервы и пути увеличения прибыли предприятия

.3.1 Факторы прибыли

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции.

К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Разработка и управление проектом по обновлению оборудования на ОАО Завод Молот
Некоторые руководители характеризуют управление проектами как форму современного искусства, произвольный набор идей и принципов, позволяющих преодолевать возникающие по ходу дела трудности и успешно завершать проект. Основная предпосылка этого состоит в том, ...

Разработка концепции управления объектом недвижимости на примере Торгово-развлекательного центра Гагаринский
управление В данной курсовой работе, рассматриваемым объектом анализа является торгово-развлекательный центр Гагаринский, который находится в стадии эксплуатации. Состояние здания хорошее, так как ТЦ был открыт 22.11.2010 года. Собственником объекта недвижимости ...