Особенности инфляционных процессов в Беларуси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными целями, в данной работе рассмотрена проблема инфляции, выявлены причины инфляции, изучены ее основные характеристики, рассмотрены ее социально-экономические последствия, установлены причины необъективности показателей инфляции, а также проанализированы особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Инфляция представляет собой колебания общего уровня цен в сторону их повышения и отражается в избытке денег в обращении, который ведет к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги.

Основными причинами инфляции являются; высокая степень монополизации рынков; изменения валютных курсов; неподкрепленное ростом производительности труда повышение заработной платы; спад производства. Также в зависимости от причины выделяют инфляцию спроса, проявляющуюся в увеличении денежного предложения в результате выпуска в обращения дополнительной денежной массы, и инфляцию издержек, которая является ответной реакцией на рост издержек производителей, проявляющейся в росте цен, сокращении доходов населения, необходимости индексировать заработную плату и еще большем увеличении цен.

По скорости инфляции выделяют ползучую, галопирующую, гиперинфляцию и супергиперинфляцию. Так же различают скрытую инфляцию, которая имеет место при контроле государства над ценами и заработными платами и проявляется в дефиците товаров, и открытую, которая выступает в качестве роста цен на товары и услуги при отсутствии спада производства.

Основными социально-экономическими последствиями являются снижение реальных доходов населения, перераспределение национального дохода и имущества в стране, обесценивание вкладов и сбережений, замедление темпов экономической активности, рост государственного дефицита и др.

Уровни инфляции измеряют с помощью индексов цен, наиболее распространенными из которых являются индекс потребительских цен и дефлятор ВВП. Однако данные показатели уровня инфляции не отражают объективную картину ввиду недостатков методики расчета, дифференциации населения по уровню дохода и различиям в структуре потребительской корзины.

Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется прогрессирующей инфляцией, которая к концу года может перейти в разряд гиперинфляции. Основными причинами инфляции в Беларуси являются дефицит государственного бюджета, ограничение конкуренции, долларизация экономики, Мировой кризис, недостатки структуры национальной экономики и др.

Основными направлениями антиинфляционной политики на 2012 г. станут ограничение эмиссии белорусских денег, роста заработной платы и политика «дорогих» белорусских денег. Белорусская антиинфляционная политика является градуированной.

Для эффективной борьбы с инфляцией рекомендуется уменьшить поддержку убыточных госпредприятий, отказаться от количественной оценки эффективности предприятий, жестко ограничить рост заработной платы, создать рыночную инфраструктуру, либерализировать хозяйственную жизнь, стимулировать предпринимательство, привлекать сбережения и инвестиция, а также установить нижний предел возможного ослабления белорусского рубля для предотвращения раскручивания инфляции.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок А.1 - Инфляция издержек

Примечание - Источник: [3, c. 325].

Рисунок А.2 - Инфляция спроса

Примечание - Источник: [3, c. 324].

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1 - Индексы цен в Республике Беларусь

Октябрь 2011 г. к

Январь-октябрь 2011 г. к январю-октябрю 2010 г., %

сентябрю 2011 г., %

декабрю 2010 г., %

октябрю 2010 г., %

Индекс потребительских цен

108,2

188,7

192,3

141,8

Индекс цен производителейпромышленной продукции

114,4

208,9

213,6

155,3

Индекс цен производителейпромышленной продукции производственно-технического назначения

110,5

208,1

213,2

160,8

Индекс цен в строительстве

110,8

169,7

177,9

136,8

Индекс тарифов на перевозку грузов

136,7

246,5

247,7

136,9

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

103,7

110,1

110,1

105,0

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение получила такая форма предпринимательства как франчайзинг. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный ...

Оценка магазина г. Череповца
Постановка задания на оценку Объект оценки Здание магазина, площадью 300 м2 Череповецкий район, д. Ясная поляна Череповецкий район, д. Ясная поляна Имущественные п ...