Равновесие совокупного спроса и предложения и его особенности в России. Макроэкономическое равновесие

Модель совокупного спроса и совокупного предложения AD - AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния связано с инфляцией и безработицей. Высокая безработица уменьшает совокупный спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увеличивает совокупный спрос, подталкивая к росту уровня цен.

Поскольку равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возможны варианты их пересечения на разных участках кривых, то есть различают три вида равновесия.

На рисунке а пересечение кривых происходит на горизонтальном участке кривой предложения где движение к равновесному реальному объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов.

На рисунке б точка пересечения кривых спроса и предложения находится на промежуточном участке; здесь изменение цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.

Рисунок в отражает пересечение рассматриваемых кривых на вертикальном (классическом) участке. В этом случае увеличение совокупного предложения практически невозможно в силу максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен.

При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо на кейнсианском участке увеличивает реальный объем национального производства и занятость, но не изменяет уровня цен.

На промежуточном отрезке рост спроса увеличивает и реальный объем производства, и уровень цен. На классическом участке рост спроса увеличивает цены, но не меняет реального объема производства.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый «эффект храповика». Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не сразу падают, а при уменьшении совокупного спроса. Поэтому рост совокупного спроса в краткосрочном периоде повышает уровень цен, а его снижение не всегда и не сразу вызывает соответствующие падение цен. Это осложняет макроэкономические прогнозы при уменьшении совокупного спроса.

Смещение кривой совокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и объем национального производства: например, смещение кривой влево приводит к инфляции издержек и к соответствующему росту цен, а смещение вправо приведет к увеличению реального объема национального производства и к снижению цен.

Итак, в данной работе рассмотрено одно из основных условий макроэкономического равновесия - пропорциональность между совокупным спросом и совокупным предложением, которая обеспечивает равновесный объем национального производства.

Читайте также >>>

Расчет экономической эффективности оптимизации электрического режима установки печь-ковш в условиях ККЦ ОАО ММК
В данной работе осуществляется выбор организационно-правовой формы Магнитогорского металлургического комбината (ММК), выбирается миссия для предприятия, а также определяется экономический эффект от внедрения системы оптимизации электрического режима УПК на учас ...

Расчет себестоимости восстановительного ремонта 1 км. пути
Транспорт - одна из отраслей народного хозяйства и одно из необходимых общих условий производства. Осуществляя перевозки, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы. Марксистско-ленинская экономическая теория относит транспорт к сфере м ...