Ключевые проблемы и факторы, сдерживающие развитие экспорта

Для того, чтобы определить "сдерживающие ограничения", мешающие диверсификации российского экспорта, применяем методику, изложенную в работах Escribano and Guasch (2008), Escribano and Pena (2010) и Escribano, De Orte and Pena (2010), к Обследованию российских предприятий, проведенному Всемирным банком в 2009 г. Это уникальное обследование предприятий, охватывающее более 250 переменных, относящихся к инвестиционному климату, в котором осуществляют свою деятельность российские предприятия (включая торговлю, инновации, технологии и навыки, регулирование предпринимательства, конкуренцию, инфраструктуру и финансы). Указанная методика позволяет определить параметры инвестиционного климата, которые оказывают статистически значимое влияние на склонность предприятий к экспорту (с 5%-ным уровнем значимости), и оценить вклад каждого параметра.

Результаты анализа показывают, что главными факторами, определяющими склонность российских предприятий к экспорту, являются уровень производительности предприятия (измеряемый в виде совокупной факторной производительности, СФП), показатели его инновационной активности и конкурентная среда, в которой оно находится. Факторы, связанные с инфраструктурой, режимом нормативного регулирования и доступом к финансированию, хотя и оказывают определенное влияние на склонность российских предприятий к экспорту, все же вносят меньший вклад (в абсолютном выражении).

Уровень производительности вносит наиболее весомый вклад, опережая другие факторы с большим отрывом: при росте СФП на 1% увеличение склонности к экспорту может составить до 11%. Такая сильная зависимость склонности к экспорту от уровня производительности предприятия согласуется с результатами последних исследований, посвященных торговле с участием различных предприятий. Данные исследования показывают, что предприятия с высоким уровнем производительности с большей вероятностью будут экспортировать свою продукцию, поскольку они имеют возможность оплатить значительные издержки, связанные с выходом на внешние рынки. Результаты анализа также указывают на то, что инфраструктурные, бюрократические и финансовые барьеры отрицательно влияют на экспортные возможности компаний. Фирмы, где управляющие тратят больше времени на преодоление бюрократических барьеров, имеют меньшую склонность к экспорту своих товаров. Кроме того, предприятия, испытывающие более высокое количество отключений электроэнергии за месяц или получающие большую долю электроэнергии от собственных генерирующих мощностей, имеют меньшую вероятность к выходу на внешние рынки.

Для того чтобы лучше понять факторы, влияющие на решение предприятия о расходовании средств на НИОКР, рассмотрены воздействия инвестиционного климата на вероятность осуществления российскими предприятиями инвестиций в НИОКР. У предприятий с более высоким уровнем СФП больше вероятность инвестиций в НИОКР. Один из механизмов стимулирования инвестиций в НИОКР при более высоком уровне производительности связан с увеличением суммы собственных средств предприятия. Собственные средства зачастую являются более предпочтительным источником финансирования инноваций благодаря меньшим издержкам или просто из-за отсутствия кредитных ресурсов.

Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о большом значении информационно-коммуникационных технологий, наличия высшего образования и профессиональной подготовки у сотрудников, а также опыта руководителя, которые являются показателями предпринимательской инициативы и знания бизнеса. Статус общества с ограниченной ответственностью (ООО) также повышает вероятность инвестиций в НИОКР. Сокращая расходы на мониторинг и риски потерь для акционеров, такая организационно-правовая форма, как ООО, позволяет руководителям предприятий осуществлять более рискованные инвестиции, обещающие более высокую прибыль, что потенциально представляет для предприятия более продуктивную инвестиционную стратегию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также >>>

Расчет производственной программы автомобильного парка
Автомобильный транспорт развивается количественно и качественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10 - 12 млн. единиц, а его численность - более 350 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирово ...

Расчет основных технико-экономических показателей производственного участка
В настоящее время авиационные заводы составляют жесткую конкуренцию друг другу. Учитывая применение технологии, трудоемкость, сложность проектирования, а главное дорогостоящее оборудование и материалы - производитель обязан бороться за технологичность. Также ...