Организации придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых организация могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности организации пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения организации, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую организации получение намеченных и стабильных конечных результатов.
Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и организации можно разделить на две группы аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности организации достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и организация представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Иерархия методов оценки конкурентоспособности
Факторы, определяющие конкурентоспособность организации, для различных отраслей варьируются.
В таблице 1 представлена классификация, достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности товара и организации.
Таблица 1 - Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия
|
Количество параметров оценки |
Название метода |
Достоинства метода |
Недостатки метода | |
|
Графические методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия | ||||
|
Количество осей координат = 2 |
Матрица БКГ |
При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение предприятия |
Отсутствует прогностичность, не показывает причин данного положения фирмы | |
|
Модель "Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции" |
Позволяет определить положение фирмы относительно других конкурентов; выработать дальнейшие стратегии |
Модель статична, трудно оценить качественные характеристики | ||
|
Матрица Портера |
Наглядное структурирование достижения конкуренции |
Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ | ||
|
Количество осей координат > 2 |
Метод "многоугольник конкурентоспособности предприятия" |
Достаточная легкость использования для оперативного анализа ситуации, определения текущего положения относительно конкурентов |
Сложность при расчете показателя, получении исходных данных, отсутствие прогнозной информации | |
|
Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара | ||||
|
Количество параметров ≤ 2 |
Модель Розенберга |
Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствие определенное число |
Трудно определить и оценить наиболее важные для продукта характеристики с точки зрения потребителя. Нет сравнения с идеальными характеристиками товара | |
|
Интегральный показатель конкурентоспособности |
Достаточно легкое сравнение с товарами-конкурентами |
Применение экспертного метода, трудность в определении параметров и их значимости | ||
|
Оценка конкурентоспособности товара на основе уровня продаж |
Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды |
Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды | ||
|
Количество параметров > 2 |
Модель с идеальной точкой |
Модель с идеальной точкой |
Трудность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, использование экспертных оценок | |
|
Универсальные аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия | ||||
|
Количество параметров ≤ 2 |
Метод рейтинговой оценки |
Метод рейтинговой оценки |
Сложность при расчете показателя, полученных исходных данных, отсутствие прогнозной информации | |
Читайте также >>>
Расчет интегральной экономической оценки проекта совершенствованию системы управления недвижимости коммерческого назначения
Рынок
коммерческой недвижимости находится в состоянии переходного периода. По мере
роста рынка конкуренция между проектами будет усиливаться, выдвигая на первый
план успешные решения и понижая позиции «шаблонных» объектов. Большинство
современных проектов своей ...
Расчет производственной программы автомобильного парка
Автомобильный
транспорт развивается количественно и качественно бурными темпами. В настоящее
время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10 - 12 млн. единиц, а
его численность - более 350 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей
общего мирово ...