Анализ экономической ситуации в экономике и отрасли «строительство»

На протяжении последних шести лет наблюдался стремительный рост объемов работ выполненных в сегменте строительства (см. график 1).

График 1.1 Динамика темпа изменения объема работ, выполненных в сегменте строительство с 2002 по 2008 года [12]

Исключением стал 2004 год, в котором темпы роста строительных работ сократились на 2,7% по сравнению с предыдущим годом, что было вызвано изменениями законодательства в сфере строительства, а именно со вступлением в силу в апреле 2004 года Федерального Закона №214 «О долевом строительстве…». Так до вступления в силу нового законодательства, компании могли начинать финансирование строительства еще на стадии расселения ветхого фонда, со вступлением в силу данного закона - только после получения разрешения на строительство, что не позволяло на ранних этапах привлекать средства дольщиков, это в свою очередь отразилось на снижении объемов вводимого жилья. Так как после введения нового законодательства закрылось много фирм-однодневок, в отрасли остались крупные игроки, располагающие необходимыми средствами для осуществления строительства без первоначальных инвестиций со стороны граждан. Далее период спада сменился из года в год увеличивающимся ростом строительства, который мы могли наблюдать на протяжении с 2005 до 2007 года. Рост строительной отрасли в данный период связан с наличием следующих факторов. В первую очередь, с неплохими темпами развития российской экономики и необходимостью замены ветхого фонда, основная часть которого дала о себе знать еще в 90-е годы. Кроме того, уровень обеспеченности населения жилплощадью сильно отстает от нормы, а темпы ежегодного прироста жилищного фонда в России в разы ниже, чем в развитых странах.

Строительная отрасль последние годы наращивала и без того значительный вклад в ВВП. Строительство стало объектом государственной заботы и опеки, и по этой причине, и благодаря высокой социальной значимости отрасли.

Однако в 2008 году в связи с финансовым кризисом, который закрыл путь застройщикам к кредитным ресурсам, темпы строительства резко сократились. Спад темпов роста в 2008 году по сравнению с предыдущим годом составил 5%.

При этом многие отрасли в связи с финансовым кризисом переживают сейчас непростые времена. Наиболее подвержены спаду оказались химическая и деревообрабатывающая отрасли, темпы роста которых сократились на 21,5% и 16,4% соответственно. На третьем месте по уровню спада темпов роста оказалась отрасль промышленного производства. Спад темпов роста данной отрасли составил 10,3%. При этом, как показывает статистика, спад темпов роста наблюдался во всех подотраслях промышленности. Добыча полезных ископаемых снизилась на 1%, производство и распределение газа и воды - на 5,4%. Рост последних лет в обрабатывающих секторах также сменился падением на 7,3%. Спад в металлургической промышленности и производстве готовых металлических изделий составил 5,3%. В плюсе оказались лишь производство кокса и нефтепродуктов, а также резины и пластмассовых изделий, темпы, роста которых увеличились на 1,2% и 1% соответственно. [12]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что по сравнению с другими отраслями спад в строительной отрасли оказался намного ниже, даже, несмотря на то, что строительная отрасль находится в непосредственном взаимодействии (как покупатель) с химическим производством, производством металлических изделий, в которых наблюдалось наибольшее снижение темпов роста. Это объясняется наличием временного лага в развития промышленного производства по сравнению со строительством, это означает, что сокращение темпов роста промышленности началось раньше и достигло более высоких значений, по сравнению со строительной отраслью, которая реагировала на кризисные условия с некоторым запозданием, вследствие чего падение оказалось меньшим.

Вследствие произошедшего спада в отраслях наблюдалось сокращение темпов роста внутреннего валового продукта, а также несколько видоизменилась его структура. Так темп роста реального внутреннего валового продукта сократился на 2,5% с 108,1% до 105,6%. В части структурных изменений произошло сокращение доли во внутреннем валовом продукте промышленного производства с 18% до 17,2% и увеличение доли строительства с 5,7% до 6,4%. [12]

Сокращения темпов роста реального внутреннего валового продукта в целом, так и показателей деятельности отдельных отраслей привело к росту инфляции, которая нашла свое выражение в несбалансированности денежной массы в стране и объемов произведенной продукции. В результате наличия несбалансированности (переизбыток денежной массы при нехватке предложения продукции) цены на продукцию стали повышаться, вследствие чего инфляция в 2008 году составила 13,3% против 11,9% в 2007 году (см. таблицу 1.1). При этом нельзя забывать, что в условиях инфляции спрос на продукцию постоянно растет, в то время как предложение ограничено, что в свою очередь создает условия для восстановления производства. При этом, что касается цен на товары промышленного производства и строительство, то цены на них существенно снижаются, налицо уже явная дефляция, что намного хуже, чем ранее описываемая ситуация. Поскольку когда отсутствует спрос невозможно говорить о дальнейшем развитии, да и просто нормальном существовании отрасли. Т.к. снижение цен не позволяет проводить ориентированной ценовой политики и существенно снижает финансовые результаты деятельности любого предприятия, вследствие чего происходит спад во всей отрасли.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Разработка бизнес-плана санаторно-курортного комплекса
Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на ...

Оценка инвестиционной привлекательности проектов
Производственная база дорожного строительства имеет коренные отличия от производственных баз других видов строительства: во-первых, ее предприятия находятся в основном на балансе дорожно-строительных предприятий, во-вторых, с линейным строительством автомобильн ...