Устойчивое рыночное равновесие

Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.

На рисунке 2.2. представлена ситуация, когда цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. Существует два взгляда на дальнейшие события: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Согласно Л. Вальрасу, избыток вызывает конкуренцию между продавцами. Поэтому для того чтобы привлечь покупателей продавцы начинают снижать цену. При снижении цены объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. В таком случае конкурировать за дефицитный товар начнут покупатели. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

Рис. 2.2. Восстановление равновесия

По мнению А. Маршалл, если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели понесут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Л. Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А. Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают.

Итак, взаимодействие спроса и предложения ведет к формированию рыночной цены, удовлетворяющей и продавцов, и покупателей.

Рыночная цена отражает ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Рыночное равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Устойчивым называют равновесие, когда при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его.

Заключение

Прежде всего, отметим, что рыночное равновесие зависит от спроса и предложения.

Спрос - экономическая категория, характеризующая объем товаров, который потребитель желает и в состоянии приобрести.

Предложение - количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене.

Очевидно, что спрос на товар вытекает из потребностей в нем, так что величина спроса зависит, от уровня потребностей потребителей в данном товаре, и от количества денег, которое покупатели желают и способны выделить на приобретение именного этого товара.

Величина предложения товара зависит не только от ее цены, но и от цен на ресурсы производства, реального наличия ресурсов, интереса производителя увеличивать объем производства.

Купля и продажа товаров по ценам, приемлемым и для продавца и для покупателя имеют место только на основе соглашения между ними, в результате торга. Подобный торг проявляется в виде взаимодействия спроса и предложения, формирующего рыночную цену.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Расчет стоимости создания учебной системы Web-ЮУрГТК
Заключающим этапом изучения дисциплины «Экономика отрасли» является самостоятельный расчет стоимости создания системы «Расчет нагрузки преподавателей колледжа». Процесс расчета стоимости включает в себя: расчет себестоимости, расчет объема автоматизированных инф ...

Оценка стоимости ОАО ЗабайкалцветметНИИпроект
Оценка стоимости предприятия представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка. О ...