Развитие франчайзинга в Европе

После второй мировой войны франчайзинг распространялся в Европе разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие - в области распределения (особенно Франция). В то же время, франчайзинг фактически не существует в определенных областях деятельности: например, в Германии нет подобного бизнеса в гостиничной сфере (см. рис.4.). [9]

На рис.4 показаны основные отрасли, которые лидируют по использованию франчайзинга. Данные представлены за период с 2007-2008гг.

Рис.4 Отрасли, лидирующие в Европе по использованию франчайзинга в 2008 г. [22]

Из рис.4 видно, что больше всего процентов франчайзинговых компаний в Европе - это рестораны быстрого питания, за ними идут отели, рестораны полного сервиса и розничная торговля.

На международном и европейском уровнях, законодательная основа франчайзинга оставалась в течение долгого времени неизведанной. До этого момента, только в 3 странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы относительно деятельности франчайзинга. Есть страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам, принятым Правительством или специализированными неправительственными организациями, и т.д.

На институционном уровне, система франчайзинга представлена и продвинута Европейской Федерацией Франчайзинга (ЕФФ), которая является некоммерческой международной ассоциацией, основанной в 1972г. Ее миссия и основные цели: (1) содействие развитию франчайзинга в Европе; (2) представление интересов франчайзинга в международных организациях (Европейская комиссия, Европейский Парламент и т.д.); (3) продвижение и представление европейского франчайзинга и его членов на международной арене; (4) обмен информацией и документацией между национальными ассоциациями франчайзинга стран Европы и других континентов.

Членами ЕФФ являются Национальные ассоциации франчайзинга из 17 европейских стран. Федерация также принимает в качестве членов-партнеров национальные организации франчайзинга из других, неевропейских стран. Что касается Центральной и Восточной Европы, только Венгрия и Словения - члены ЕФФ. Единое Европейское законодательство в области франчайзинга, основывается на двух документах:

Европейский Кодекс этики франчайзинга, принятый в 1991 г.

Регламент "Block Exemption”, принятый в 1999 г. Экономической комиссией Европейского экономического сообщества.

В настоящее время в Европе функционируют 4 500 франчайзинговых систем, у каждой из них в среднем 37 партнеров, их общий товарооборот составляет 150 млрд долл. США. Тем не менее, степень развития франчайзингого бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где объем подобного рода сделок превысил 800 млрд долл. США.

На рис.5 и 6 показано, как происходил рост франчайзинговых компаний с 1998 по 2008 гг. в Европе.

Рис.5 Количество франчайзеров в Европе [22]

Из рис.5 видно, как увеличилось количество франчайзеров с 1998 по 2008 гг. К 2008 году их количество резко возросло.

Рис.6 Количество фрранчайзи в Европе [22]

Из рис.6 видно, что самое большое количество франчайзи в Европе было в 2008 году.

Передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран по количеству франчайзоров и франчайзи занимает Великобритания.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Оценка влияния бизнес-планирования на конечные результаты деятельности организации с целью их улучшения
Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техник ...

Разработка проекта Спортивный центр
Резюме Периодически перед каждым из нас встает вопрос о необходимости заняться спортом. Забота о фигуре, о здоровье подталкивает людей в спортзал. Конечно, не всегда эти планы способны реализоваться. Это - серьезный, прибыльный бизнес, и, конечно, нужно учит ...