Проблемы и нерешенные вопросы санаторно-курортного дела в России

На сегодняшний день система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учётом интересов и возможностей собственника. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, санатории России в решении общей задачи составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения.

Отсутствие единой структуры санаторной помощи, сложная экономическая ситуация и особенности налоговой политики отразились на состоянии курортов страны.[1]

Одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность «дореформенных» отечественных санаторно-оздоровительных услуг, был относительно низкий уровень цен. В результате введения свободных цен при ухудшившемся экономическом положении подавляющего большинства населения, прежде всего и нуждающегося в оздоровлении, ценовая конкурентоспособность была утрачена. Отсутствие действенного государственного контроля за ростом цен, в том числе за ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий, и привело к тому, что санаторно-оздоровительные услуги стали неконкурентоспособными и невостребованными. Относительная стабилизация санаторно-курортного комплекса и его «выживаемость» в начале реформируемого периода достигнуты в значительной мере благодаря в первую очередь осуществляемой государством системе финансирования закупок санаторно-оздоровительных услуг через внебюджетные фонды, которую можно рассматривать как временную меру государственного воздействия на санаторно-курортный рынок.

В период новых экономических отношений, несмотря на рост общей заболеваемости населения, число санаторно-курортных учреждений значительно сократилось [3].

Даже беглый, поверхностный анализ развития санаторно-курортного комплекса за период проведения реформ свидетельствует о сложности происходящих в нем социально-экономических процессов. Несмотря на наметившиеся после кризиса 1998 года признаки начала стабилизации, такие как постепенное замедление интенсивности спада производства и предоставления санаторно-оздоровительных услуг, состояние санаторно-курортного комплекса продолжает оставаться крайне тяжелым. В немалой степени этому способствует практическая реализация намерений государства сокращать свое присутствие на рынке санаторно-оздоровительных услуг, отказ государства в существенной поддержке санаторно-курортного комплекса как социально-ориентированного хозяйственного сектора. Глубина и масштабы кризиса во многом обусловлены и тем, что до 1992 года санаторно-курортный комплекс обслуживал закрытую экономику и поэтому без существенной реструктуризации оказался недееспособным применительно к характеру и структуре спроса на санаторно-оздоровительные услуги в условиях рынка.

К началу рыночных преобразований основой исторически сложившегося санаторно-курортного комплекса являлись крупные и средние санаторно-курортные организации с высокой степенью концентрации специализированного производства, с разветвленной, централизованной, хорошо отлаженной сетью реализации услуг и их востребованностью. Форсированный характер осуществляемых мер по установлению рыночных отношений, не обеспеченных соответствующей нормативно-правовой базой, эффективным государственным регулированием, включая защиту и поддержку интересов отечественных производителей санаторно-оздоровительных услуг, отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, занимающегося только вопросами санаторно-курортного комплекса, придал этому процессу недопустимо разрушительный характер.

В настоящий момент большинству российских здравниц приходится действовать в условиях олигополического рынка, то есть рынка, состоящего из небольшого числа продавцов, чутко реагирующих на политику ценообразования и маркетинговые стратегии конкурентов. В этих условиях предприятие должно иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары и услуги.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение получила такая форма предпринимательства как франчайзинг. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный ...

Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия на основе стратегического анализа
В период формирования рыночных отношений в России происходит коренное преобразование экономики страны, каждой отрасли, каждого предприятия. В этих сложных условиях, как никогда важно и необходимо повышать научную обоснованность разрабатываемых решений, по ...