Проблемы и нерешенные вопросы санаторно-курортного дела в России

Каковы сегодня главные проблемы санаторно-курортной сферы России, требующие решения?

§ Проблемы качества обслуживания на российских курортах

§ Проблема ценовой политики российских курортов как основной фактор оттока туристов

§ Проблема недостатка сопутствующих услуг.

§ Сегодня отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.

В первую очередь существует острая необходимость в принятии федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации»[2].

В настоящее время материально-техническая база санаториев устарела на 70%, многие здания нуждаются в срочном ремонте и реконструкции. Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян (в том числе в региональном разрезе) и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, снижает эффективность лечения.

Несмотря на то что отдельные документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи здравницами Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, приняты после 2000г., базируются они на технологиях советского периода, основанных на 100%-ном бюджетном плановом финансировании. Серьезные проблемы, связанные с санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан, возникли при реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. Нерешенным в должной мере остается вопрос об оплате проезда льготников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение в учреждения федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти.

Регламентирующие санаторно-курортную помощь населению документы носят долгосрочный характер и не предусматривают перераспределения путевок ни между территориями (даже если таковые оказались невостребованными), ни в течение года. Во многом это обусловлено тем, что территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями исключительно в конце года, а потому и Росздрав может получить информацию по недоиспользованию или дефициту путевок на территориях лишь в начале следующего года. Этот порядок нуждается в изменении: необходимо сформировать автоматизированную систему сигнальной информации о запросах и выборе путевок в санаторно-курортные учреждения по территориям, а тем категориям граждан, которым санаторно-курортное лечение предоставляется на базе здравниц Росздрава, выдавать путевки через уполномоченные федеральные государственные учреждения.

До настоящего времени законодательно не закреплена ”обязательность” использования санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Нерешенность этого вопроса выхолащивает принципы классической российской курортологии, основанной на включении в процесс оздоровления многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Речь идет о лицензионных требованиях к санаторно-курортным учреждениям и системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Соответствующие документы могли бы быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, использование природных лечебных факторов должно быть закреплено в рамках системы ценообразования на санаторно-курортные услуги.

При прохождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям ”негласно” перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, отсекая их тем самым от значимого для них финансового потока страховых денег. Добровольное медицинское страхование в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям различных форм собственности услуги на страховых принципах при условии, что критериальная оценка таких услуг становится прозрачной и унифицированной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Особенности инфляционных процессов
Одним из наиболее важных макроэкономических процессов является инфляция. Последствия данного феномена влияют на все сферы социально-экономической жизни страны. Если ранее инфляция носила эпизодический характер, то в последние десятилетия эта проблема стала злобо ...

Оценка и совершенствование экспортной деятельности предприятия на примере ОАО Концерн Аксион
Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая является одной из основных ...