Разработка и реализация государственной программы устойчивого развития Украинских Карпат

Трудности с их экономическим развитием обусловили проблемы занятости местного населения, среди которых особенно острыми являются безработица и гипертрофированная внешняя трудовая миграция. Количество зарегистрированных безработных в 6 указанных горных районах Карпат составляет 3,2 тыс. чел., или 15,6% имеющихся наемных работников; фактически же их значительно больше. Например, в Воловецком и Межгорном районах Закарпатской области количество официально зарегистрированных безработных - 1027 чел., однако численность не занятого трудовой деятельностью населения, установленная центрами занятости в этих районах, - 5669 чел. Всего же в этих 6 горных районах безработных трудоспособного возраста - около 15 тыс. чел. Подавляющее большинство из них - трудовые мигранты, вынужденные работать на экономику других стран. Как следствие, уровень жизни жителей горных территорий Карпат остается низким, обостряются проблемы социально-демографического характера (депопуляция, социальная деградация, "вымывание" интеллектуального потенциала, угроза потери самобытного культурного наследия горцев).

Вместе с тем Украинские Карпаты имеют общегосударственное значение. Особую роль они играют в сохранении био- и ландшафтного разнообразия, регулировании климата, формировании водного, лесного, рекреационного потенциала страны. При этом региону присущи сложные экологические проблемы - значительное уменьшение лесистости и неоптимальная структура ландшафтов, высокая паводковая опасность, эрозия земель, сбрасывание в водоемы загрязненных стоков, неорганизованное нагромождение бытовых и промышленных отходов и т. п.

Экономические, социальные и экологические вопросы и пути их решения взаимосвязаны и требуют комплексного программного подхода, который позволил бы определить программные цели устойчивого развития и установить направления, пути, мероприятия и средства их достижения; при этом необходимо согласовать возможности органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, научных учреждений, общественных организаций и населения региона. Важным для Карпатского региона является также потенциал трансграничного и международного сотрудничества, который может быть использован благодаря европейским программам. Формой комплексной реализации взаимосогласованных задач устойчивого регионального развития могут быть разработка, принятие и выполнение Государственной программы устойчивого развития Украинских Карпат (далее - Программа), целью которой должны быть обеспечение стабильного, сбалансированного развития горных территорий Украинских Карпат, повышение их экономической конкурентоспособности и уровня жизни местного населения, решение задач охраны окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов Карпат и богатого этнокультурного наследия региона.

Решение задач устойчивого развития горных территорий и преодоление их экономической и социальной депрессивности могут иметь несколько вариантов.

Первый - целевое направление государственных финансовых, материально-технических и других ресурсов на реализацию комплекса определенных Программой задач. Второй - их реализация за счет местных источников с частичным привлечением государственных финансовых и других ресурсов с помощью действующих схем и механизмов. Третий - введение специального режима привлечения инвестиций из негосударственного сектора в комплексе с использованием прямых государственных вложений, ресурсов органов местного самоуправления, финансовых средств международных программ, включая перспективную программу ЕС "Карпатское пространство". Оптимальным следует считать третий вариант, который даст возможность создать механизмы экономического саморазвития региона и расширения сферы занятости местного населения, сконцентрировать средства государственного и местных бюджетов и международной помощи на решении социальных, экологических и инфраструктурных задач.

Среди основных целей Программы должны быть следующие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Расчет экономических показателей работы производственного предприятия
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В настоящее время руководители предприятий, изучая и формируя то, ...

Пути совершенствования системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в г. Москве с учетом зарубежного опыта
В контексте перехода к рыночным отношениям и либерализации внешнеэкономической деятельности в России возрастает роль и место малого и среднего предпринимательства в решении проблем экономического роста, конкурентоспособности страны в целом, углублении и расшире ...