В основе другой дискуссии среди специалистов, занимающихся вопросами стратегического менеджмента, лежат разногласия по поводу того, что же является причиной конкурентного преимущества. Одни из них (И. Ансофф) защищают подход, который называется плановым (или предписывающим), иногда его называют намеренным; другие полагают, что спонтанные стратегии могут быть не менее успешными (Минцберг), что лучше всего развивать стратегию эмерджентно.
Плановая стратегия рассматривает стратегический менеджмент как логический, рациональный и системный подход. После анализа компании и её окружения аналитики должны чётко определить корпоративные и бизнес-цели и сформулировать, выбрать и реализовать стратегии, которые позволят достичь поставленных целей.
Эмерджентная стратегия зиждется на признании того факта, что стратегия должна разрабатываться постоянно, то есть всё время. Эта точка зрения основана на предположении, что компании - это социальные организации, действующие в быстро меняющемся окружении. В подобных обстоятельствах стратегия возникает как результат взаимодействия между заинтересованными лицами и между компанией и её окружением.
Вклад каждого из подходов можно свести к следующему:
- плановый подход - определённая степень планирования необходима для определения целей в стратегии компании и оценки результатов её деятельности;
- эмерджентный подход - планы всегда должны быть подвижны, чтобы позволить компаниям обучаться и адаптироваться к изменениям в бизнес-окружения.
Исходя из сказанного, мы считаем, что стратегия должна быть смотрящей как вовнутрь, так и вовне; как плановой, так и эмерджентной.
Разработка стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:
- разработанная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей предстоящего развития предпринимательской структуры в целом и отдельных его структурных единиц;
- она позволяет реально оценить ресурсные возможности предпринимательской структуры, обеспечить максимальное использование её внутреннего ресурсного потенциала и возможность активного маневрирования отдельными ресурсами;
- она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей предпринимательской структуры, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды;
- разработка стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предпринимательской структурой факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предпринимательской структуры;
- она отражает сравнительные преимущества предпринимательской структуры в хозяйственной деятельности в сопоставлении с её конкурентами;
- наличие стратегии обеспечивает чёткую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления хозяйственной деятельностью предпринимательской структуры;
- она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета поведения менеджеров в наиболее важных стратегических хозяйственных решениях предпринимательской структуры;
- в системе разрабатываемой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших управленческих решений;
Читайте также >>>
Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия на основе стратегического анализа
В
период формирования рыночных отношений в России происходит коренное
преобразование экономики страны, каждой отрасли, каждого предприятия. В этих
сложных условиях, как никогда важно и необходимо повышать научную
обоснованность разрабатываемых решений, по ...
Расчет технико-экономических показателей систем ТГВ
Цель и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является:
1. Закрепление теоретических знаний по курсу «Экономика, организация
и управление предприятием строительного комплекса» и приобретение практических
навыков по определению сметной стоимости мо ...