На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
. как источник ресурсов;
. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.[19. С.25]
Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние годы не увеличивается, так как имеются серьезные трудности в организации их деятельности. Число малых предприятий по отраслям экономики приведено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Динамика развития малого предпринимательства в РФ
Отрасли |
Количество малых предприятий в 2008 г. |
Количество малых предприятий в 2009г. | ||
тысяч |
в % |
тысяч |
в % | |
Всего |
287 |
100 |
227,7 |
100 |
из него: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
16,5 |
5,7 |
14,0 |
6,2 |
рыболовство, рыбоводство |
0,9 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
добыча полезных ископаемых |
1,3 |
0,5 |
1,1 |
0,5 |
обрабатывающие производства |
42,9 |
14,9 |
36,5 |
16,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,5 |
0,9 |
2,6 |
1,2 |
строительство |
38,7 |
13,5 |
32,5 |
14,3 |
оптовая и розничная торговля |
85,7 |
31,3 |
70,1 |
30,8 |
гостиницы и рестораны |
8,8 |
3,1 |
8,2 |
3,6 |
транспорт и связь |
17,2 |
6,0 |
12,8 |
5,6 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
55,7 |
19,4 |
38,5 |
16,9 |
образование |
0,7 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4,1 |
1,4 |
2,6 |
1,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7,9 |
2,8 |
5,5 |
2,4 |
Читайте также >>>
Пути повышения конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО ПСК Ключ)
Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые
требования к качественному уровню управления, характеру решаемых при этом
задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем
самостоятельно хозяйствующим субъектам. Подходить со старыми ...
Оценка конкурентоспособности ООО НЗЖБИ имени Иванова Г.С.
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения.
Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними
существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой,
конкурентоспособной продукции и услуг по сравн ...