Несовершенство показателей инфляции

В-третьих, структура потребления домашних хозяйств также влияет на соотношение статистических показателей и субъективного восприятия инфляционных процессов. Даже для людей с одинаковым уровнем доходов рост цен может быть разным. Все зависит от структуры их персональных расходов. Кто-то снимает жилье, кто-то платит за собственную квартиру, кто-то ездит на машине, кто-то - в общественном транспорте.

Иными словами, у каждого человека инфляция «своя», ее уровень формируется в зависимости от его личной потребительской корзины. В случае же, когда речь идет об индексе потребительских цен, для расчета используется усредненная потребительская корзина. Как уже отмечалось, существуют мировые стандарты по выборке товаров и услуг в потребительскую корзину, однако каждая страна вносит свои коррективы. В результате потребительская корзина в западных странах и в Беларуси - существенно отличаются. Если в ряде соседних стран показатель инфляции считают по сплошной выборке, т.е. практически по всем товарам, начиная от хлеба и заканчивая золотыми наручными часами, то в Беларуси учет ведется выборочно. В потребительскую корзину попадают исключительно те товары, которые действительно пользуются у покупателей спросом, а все прочие исключаются. Немаловажным является тот факт, что при расчете индекса потребительских цен в Беларуси не включаются такие товары, как хлеб, сметана, молоко, сахар, картошка, антибиотики, бензин автомобильный и др. [12].

В итоге под контроль попадает не абсолютное изменение цен, а инфляция по выборочному ассортименту товаров, представительному для фактического потребления населением. Туда входят те продукты, которые покупают малоимущие слои населения и те, которые доступны среднему классу. Некоторые специалисты утверждают, что в каком-то смысле это правильно.

В нынешнем году структура потребительской корзины в Беларуси для семьи из четырех человек такова: продукты питания - 54%, одежда, белье, обувь - 19%, оплата жилья и коммунальные услуги - 9,8%, бытовые услуги, транспорт, связь - 6,1%, предметы санитарии, гигиены, лекарственные средства - 1,9% [16].

В общей сложности в белорусскую потребительскую корзину для расчета ИПЦ сегодня входит 425 наименований товаров и услуг. Для сравнения, при расчете аналогичного показателя в Украине берутся данные по 206 товарам и услугам, в США - по 305, в России - по 464. Но в большинстве стран Старого Света потребительская корзина охватывает большее количество товаров и услуг: в Великобритании в корзину включаются 650 товаров и услуг, в Германии - 700, в Швейцарии - 1022, во Франции - 1000 [15].

Можно ли сравнить потребительские корзины разных стран? Этот процесс весьма затруднителен из-за различий в расчетах и составе потребительской корзины. Более того, на набор товаров и услуг, входящий в потребительскую корзину, влияет не только уровень экономического развития страны, но и климатический пояс, территория, даже традиции и культура.

Беларуси присуща одна особенность. По данным ООН в Беларуси доля бедных слоев населения на текущий момент составляет порядка 6% (март 2011 г.). Но в категорию этих лиц входят люди, проживающие как в городах, так и в сельской местности. Традиционно многие сельские жители самостоятельно выращивают значительную долю продуктов повседневного спроса, что это делает их более независимыми от уровня инфляции по сравнению с городскими жителями. Этот факт также искажает ИПЦ.

Белорусские аналитики на основе данных выборочного обследования домашних хозяйств, выделили личный показатель инфляции для 5% наиболее обеспеченных белорусов и для 5 % наименее обеспеченных. Так, по данным статистики оказалось, что инфляция для 5% наименее обеспеченных граждан в январе - сентябре 2011 г. составила 68,2%, а для 5% наиболее обеспеченных - 86,1%. Здесь сказывается рост цен на автомобили, на топливо, техобслуживание, рост цен на ювелирные изделия и прочие предметы роскоши [17].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Читайте также >>>

Расчет общих годовых эксплуатационных затрат на автоперевозку грузов
Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют своевременно обновить пр ...

Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение получила такая форма предпринимательства как франчайзинг. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный ...