Несовершенство показателей инфляции

Как уже отмечалось, в статистике для определения уровня инфляции чаще рассчитывается индекс потребительских цен. ИПЦ рассчитывается по основным товарным категориям, таким, как продукты питания и напитки, жилье, одежда и обслуживание, медицинское обслуживание, транспорт, развлечения и другие товары и услуги. При расчете ИПЦ не учитываются производственные товары и услуги, которые не входят в покупательскую корзину потребителя. Существует мировой стандарт расчете ИПЦ, утвержденный МВФ, но каждая страна вносит свои коррективы в расчет данного показателя. Возникает вопрос: насколько точно ИПЦ отражает уровень инфляции на потребительские расходы?

Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо рассмотреть основные факторы, которые влияют на определение данного индекса, а именно:

. Методы расчета.

. Дифференциация населения по уровню дохода

. Структура потребительской корзины.

Во-первых, что касается методов расчета и, в частности, индекса потребительских цен, существуют две широко известные проблемы, связанные с его определением, которые подводят критиков этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.

Первая проблема заключается в том, что в реальной жизни потребители меняют стиль своего поведения (следовательно, состав рыночной корзины также меняется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.

Второй проблемой является то, что ИПЦ не принимает во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества товара и услуг). В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции - и, вероятно, весьма существенно. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции, но в какой-то мере и часть самой проблемы. Необходимо также отметить, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между ростом товарной и денежной массы, которая является одной из причин инфляции.

Во-вторых, структура расходов домашних хозяйств напрямую зависит от их доходов. И поэтому целесообразно обратить внимание на уровень доходов. Уровень дохода непосредственно влияет на структуру потребления человека. У человека с более низким уровнем дохода будут преобладать продукты питания, оплата транспорта, жилья и т.д., у человека с более высоким - услуги, товары роскоши. Данная тенденция четко отражена в законе Энгеля. С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище растет, но в меньшей степени, чем доход, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей и на приобретения товаров роскоши увеличивается, причем в большей степени, чем растет доход. Исходя из этого, наименее обеспеченные слои населения более остро реагируют на изменение цен на основные продукты питания и изменение оплаты услуг ЖКХ, услуг пассажирского транспорта, поскольку в их структуре расходов это основные статьи. Исходя из своих расходов, они считают, что инфляция в стране более высокая, чем официально опубликованная. Такие тенденции в оценках этого явления наблюдаются во многих странах мира. Экономисты охарактеризовали это явление как «личная инфляция» [14, с. 153].

Но в Беларуси это явление прямо противоположное - в потребительской корзине малоимущих белорусов превалируют те продукты и услуги, цены на которые на данном этапе регулируются государством, и рост цен на них меньший, чем, например, на импортные продукты. Как следствие, в Беларуси инфляция для малоимущего населения будет казаться ниже среднего, а для более обеспеченных слоев населения - выше [15].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Читайте также >>>

Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Автомобильный транспорт в России обслуживает все отрасли народного хозяйства и занимает одно из ведущих мест в единой транспортной системе страны. На долю автомобильного транспорта приходится свыше 80% грузов, перевозимых всеми видами транспорта вместе взятыми, ...

Расчет технико-экономических показателей работы участка
В этом курсовом проекте мы произведем расчеты заработной платы одного рабочего, полную себестоимость производства, себестоимость одного изделия, отпускную цену изделия, прибыль от реализации, производительность труда. Цель курсовой работы: - Произвести р ...