Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие

Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. [2;116]

Также под ним понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени, при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общем уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса, в соответствии с наличием четырех основных секторов экономики, можно выделить следующие группы:

ü совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств (С), то есть спрос на потребительские товары и услуги;

ü инвестиции (I), или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

ü государственные закупки (GP), или спрос на товары и услуги со стороны государства;

ü спрос на чистый экспорт (X), то есть разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

AD=C+I+GP+X [1;264]

Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого (Q). На оси ординат фигурирую не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р), или дефлятор.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV=PQ,

откуда

P= или Q=

где M - количество денег в экономике (денежная масса страны); V - скорость обращения денег; P - уровень цен в экономике (средний уровень цен товаров); Q - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос (товарная масса, находящаяся на рынках страны).

Через произведение MV обозначим совокупный спрос, а через второе произведение PQ - валовой национальный продукт. Не смотря на равенство, между ВНП и совокупным спросом есть различия. [4;25]

ü величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-либо период.

ü ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии.

ü есть различия и по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные (население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения, компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары, государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ, иностранные покупатели товаров, которые данная страна поставляет на экспорт).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. [2;117]

На нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обуславливают факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку:

ü эффект процентной ставки;

ü эффект богатства, или эффект кассовых остатков;

ü эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции - производственные закупки. Таким образом сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер. [2;118]

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Оценка стоимости предприятия ЗАО ПИК-Регион
Актуальность темы исследования обусловлена значением того, что управление предприятием, основанное на максимизации его стоимости, является ключевым, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, у ...

Основы оценки недвижимости
недвижимость оценка риэлтерский экономический Преддипломная практика выполнена в обществе с ограниченной ответственностью «БизнесОценка», созданное в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответс ...