Конкурентоспособность предприятия и факторы ее определяющие

Определение конкуренции в современной экономике можно трактовать по-разному, поэтому, чтобы полнее раскрыть ее понятие, использовано несколько высказывании различных авторов.

Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам [30,c.6].

Конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его[21,c.27].

Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Конкуренция стимулирует рациональность; она не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа [21,c.28].

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе конкурентоспособность имеет различные толкования. Это интегрирующий показатель, который определяется тремя факторами:

конкуренцией

конкурентными преимуществами

конкурентными стратегиями.

Понятие конкуренция определяется как процесс использования субъектами рынка своих отличительных преимуществ в борьбе между собой в условиях внешней среды за ограниченные ресурсы покупателей. Причем самостоятельные действия предприятий эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на определенном рынке.

На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила и по степени интенсивности может быть:

привлекательной, когда в конкретном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента рынка.

Формы конкуренции могут быть двух видов:

предметная - конкуренция между двумя товарами (услугами) одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

функциональная - конкуренция между товарами (объектами) - заменителями.

Варианты изменения силы конкуренции между предприятиями могут быть следующими:

конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;

конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;

конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;

конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают предприятие на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;

конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие не велики;

конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;

конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;

ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Будет не правильно не задеть и не отразить в данной главе основную сущность конкуренции - таковым является «закон конкуренции». Это закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижение их удельной цены. Закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции.

Закон конкуренции - социально-экономический закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. "Это закон, который все снова и снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуждает капитал напрягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше; закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему: Вперед! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по издержкам их производства" (Маркс К., Энгельс Ф.). Ареной действия этого закона выступает все общественное производство, источником саморазвития - постоянное возникновение и разрешение социального противоречия между необходимостью максимальной самореализации предприятия во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Читайте также >>>

Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли в ООО Производственный комбинат г. Вятские Поляны Кировской области
В условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы организации и источник ее жизнедеятельности. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых ...

Основы статистики
Понятие статистики как науки и история её возникновения и развития О статистике слышали все. К этому слову мы так привыкли, что часто и не задумываемся, а знаем ли мы, собственно, что это за наука, как и не задумываемся над смыслом многих ежедневно употребл ...