Конкурентоспособность предприятия и факторы ее определяющие

Конкурентные преимущества можно разделить: внешние и внутренние. Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара (услуги), которые образуют ценность для покупателя. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве предприятия в отношении издержек производства или менеджмента, которые создают ценность для производителя товаров (услуг), позволяющую добиться себестоимости, меньшей, чем у конкурентов.

Чтобы максимально эффективно использовать конкурентные преимущества и конкурентную стратегию в развитии и продвижении торгового предприятия на современном рынке российские предприниматели зачастую используют следующую «предпринимательскую трактовку конкуренции», представленную на рисунке 1.

Конкуренция и конкурентоспособность неотъемлемая часть современной экономики и современных предприятий. Поэтому необходимо учитывать методы и способы конкурентоспособности, уметь анализировать конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия, прежде всего, интересует самого руководителя и всегда определяется в сравнении деятельностью других конкурентов по ключевым показателям. Отличительная особенность понятия «конкурентоспособность» - его относительный характер, который определяется несколькими аспектами (см.таблицу 2).

Таблица 2- Относительный характер конкурентоспособности торгового предприятия [6, c.286]

Аспект

Характеристика

Пространственный

Оценка относительно конкурентов, имеющих территориальную досягаемость до потребителя

Временной

Оценка относительно определенного промежутка времени

Системный

Оценка результата взаимодействия внешней и внутренней среды субъекта

Потребительский

Оценка относительно сегмента, на который ориентировано данное предприятие (целевого потребителя)

Конкурентный

Оценка конкурентных преимуществ относительно существующих и потенциальных конкурентов

Одновременно понятие конкурентоспособность имеет четкий временной аспект и является динамической категорией, а ее оценка справедлива только относительно определенного промежутка времени. Поэтому, принимая решения, предприятию следует рассматривать возможные сценарии развития рынка, в том числе вероятность прихода новых конкурентов. Этот аспект является особенно актуальным для российского рынка, на котором каждый год появляются новые зарубежные розничные гиганты.

Пространственный и временной аспекты позволяют выделить три уровня конкурентоспособности предприятия: локальный, региональный и глобальный. Разные уровни конкурентоспособности требуют и разграничения уровней конкурентных стратегий, направленных на ее достижение: локальные, региональные и глобальные и соответствующих им конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Читайте также >>>

Развитие моногородов в мире
Самые развитые страны в период последнего кризиса поняли, что из него не выйти, если не будет мирового планирования. Удержаться от банкротства и минимизировать последствия кризиса сумели те крупные фирмы, средние и мелкие предприятия, которые планировали свое пр ...

Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия на основе стратегического анализа
В период формирования рыночных отношений в России происходит коренное преобразование экономики страны, каждой отрасли, каждого предприятия. В этих сложных условиях, как никогда важно и необходимо повышать научную обоснованность разрабатываемых решений, по ...