Конкурентные преимущества можно разделить: внешние и внутренние. Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара (услуги), которые образуют ценность для покупателя. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве предприятия в отношении издержек производства или менеджмента, которые создают ценность для производителя товаров (услуг), позволяющую добиться себестоимости, меньшей, чем у конкурентов.
Чтобы максимально эффективно использовать конкурентные преимущества и конкурентную стратегию в развитии и продвижении торгового предприятия на современном рынке российские предприниматели зачастую используют следующую «предпринимательскую трактовку конкуренции», представленную на рисунке 1.
Конкуренция и конкурентоспособность неотъемлемая часть современной экономики и современных предприятий. Поэтому необходимо учитывать методы и способы конкурентоспособности, уметь анализировать конкурентоспособность предприятия.
Конкурентоспособность предприятия, прежде всего, интересует самого руководителя и всегда определяется в сравнении деятельностью других конкурентов по ключевым показателям. Отличительная особенность понятия «конкурентоспособность» - его относительный характер, который определяется несколькими аспектами (см.таблицу 2).
Таблица 2- Относительный характер конкурентоспособности торгового предприятия [6, c.286]
Аспект |
Характеристика |
Пространственный |
Оценка относительно конкурентов, имеющих территориальную досягаемость до потребителя |
Временной |
Оценка относительно определенного промежутка времени |
Системный |
Оценка результата взаимодействия внешней и внутренней среды субъекта |
Потребительский |
Оценка относительно сегмента, на который ориентировано данное предприятие (целевого потребителя) |
Конкурентный |
Оценка конкурентных преимуществ относительно существующих и потенциальных конкурентов |
Одновременно понятие конкурентоспособность имеет четкий временной аспект и является динамической категорией, а ее оценка справедлива только относительно определенного промежутка времени. Поэтому, принимая решения, предприятию следует рассматривать возможные сценарии развития рынка, в том числе вероятность прихода новых конкурентов. Этот аспект является особенно актуальным для российского рынка, на котором каждый год появляются новые зарубежные розничные гиганты.
Пространственный и временной аспекты позволяют выделить три уровня конкурентоспособности предприятия: локальный, региональный и глобальный. Разные уровни конкурентоспособности требуют и разграничения уровней конкурентных стратегий, направленных на ее достижение: локальные, региональные и глобальные и соответствующих им конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
Читайте также >>>
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Пищевая и перерабатывающая промышленность представляет собой одну из
стратегических отраслей экономики. Она насчитывает в Новгородской области более
100 организаций различной формы собственности.
Пищевая и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать ...
Разновидности гибких систем оплаты труда работников, позволяющих нанимателю стимулировать производительность труда
Заработная
плата является не единственным, но безусловно главным фактором стимулирования
труда, повышения его производительности, эффективности.
В течение
2010 - 2011 годов были приняты и вступили в законную силу ряд нормативных
правовых актов, целью которых ...