Конкурентоспособность предприятия и факторы ее определяющие

В зависимости от характера конкуренции, рынки на которых она присутствует различают на следующие типы (см.таблицу 1):

рынок совершенной конкуренции

рынок монополистической конкуренции

олигополия

монополистический рынок.

Таблица 1- Типы рынков и характер конкуренции [6, c.115]

Характер конкуренции

Основные параметры

Количество фирм, производящих товар (услугу)

Контроль над ценами

Товарная дифференциация

Легкость входа

Совершенная конкуренция

Много независимых фирм, нет контроля над рынками

Цены определяются рынком

Товары (услуги) неразличимы по свойствам и качеству

Относительно легкий вход

Монополистическая конкуренция

Много фирм, производящих сходные товары и услуги

Влияние ограничено возможностью замены

Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка

Относительно легкий вход

Олигополия

Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги

Существует влияние «ценового лидера»

Существенна для отдельных товаров (например, автомобиль); мала для стандартизированных (например, бензин)

Трудный вход, часто требует больших инвестиций

Монополия

Один товар и одна фирма

Практический полный контроль

Нет

Очень трудный

В условиях совершенной конкуренции существует столько продавцов и покупателей, что все участники торговли могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара. Совершенная конкуренция является чистой и не зависит от вмешательства государства и монополий. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается редко.

При монополистической конкуренции реальные цены на рынке стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае соответствии с относительной силой чистой конкуренции и чистой монополии.

Фирма стремиться захватить контроль над предложением товара и диктовать цену на рынке, чтобы получить максимальную прибыль. Этого можно достигнуть, создавая товар (услугу), дифференцированный от товара (услуги) конкурента, обладающий специфическими свойствами, что в конечном итоге должно привлечь новых покупателей и обеспечить возможность поднять цену.

Таким образом, монополистическая конкуренция ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товар больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного, имеет место недогрузка производственных мощностей, безработица.

Прежде, чем перейти к определению конкурентной стратегии, необходимо понять, какие конкретно конкурентные преимущества субъект может использовать для оценки своей конкурентоспособности.

Применяя разные методологические подходы к исследованию конкурентных отношений, специалисты в области менеджмента и маркетинга по-разному трактуют «конкурентные преимущества». С одной стороны это отличительные качества субъекта или их сочетание, позволяющее одерживать победу над другими субъектами определенной системы в условиях взаимодействия во времени. С другой стороны конкурентное преимущество субъекта можно определить как какую-либо эксклюзивную ценность, которой обладает субъект и которая дает превосходство перед другими. Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и другими.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Читайте также >>>

Разработка и управление проектом по обновлению оборудования на ОАО Завод Молот
Некоторые руководители характеризуют управление проектами как форму современного искусства, произвольный набор идей и принципов, позволяющих преодолевать возникающие по ходу дела трудности и успешно завершать проект. Основная предпосылка этого состоит в том, ...

Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли в ООО Производственный комбинат г. Вятские Поляны Кировской области
В условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы организации и источник ее жизнедеятельности. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых ...