Предприятия, чтобы выжить в условиях рыночной экономики и большой конкуренции, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства. Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния.
Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных «Баланса предприятия» (форма №1), а также «Отчета о финансовых результатах и их использовании» (форма №2) (приложение А, Б).
На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между показателями.
При проведении финансово-экономического анализа необходимо рассчитать и проанализировать следующие параметры: ликвидность; финансовая устойчивость; рентабельность.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств [1]. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность [1].
Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенных в порядке возрастания сроков.
В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы (приложение Б).
А1 - Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А2 - Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.
А3 - Медленно реализуемые активы - статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.
А4 - Трудно реализуемые активы - статьи раздела I актива баланса - необоротные активы
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1 - Наиболее срочные обязательства - к ним относится кредиторская задолженность.
П2 - Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства, и прочие краткосрочные пассивы.
П3 - Долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся ко II и III разделам, т. е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.
П4 - Постоянные пассивы или устойчивые - это статьи I раздела баланса.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4
Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. В случае, когда одно или несколько неравенств имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке; в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Читайте также >>>
Оценка стоимости ОАО ЗабайкалцветметНИИпроект
Оценка стоимости предприятия представляет собой упорядоченный
целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия
с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый
момент времени в условиях конкретного рынка. О ...
Оценка конкурентоспособности ООО НЗЖБИ имени Иванова Г.С.
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения.
Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними
существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой,
конкурентоспособной продукции и услуг по сравн ...