В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения).
В зависимости от периода планирования различают [5]:
· стратегический (долгосрочный) бизнес-план - на период более года;
· оперативный (краткосрочный) бизнес-план - на год и менее (квартал, месяц).
В зависимости от степени новизны предпринимательской деятельности различают:
· Бизнес-план создания фирмы или ее подразделения;
· бизнес-план развития действующего экономического субъекта (реализации новой предпринимательской идеи).
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 2.1.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.
Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и сферой деятельности, масштабам бизнеса.
На практике не существует стандартной формы бизнес-плана, разработка является процессом создания модели предпринимательской деятельности. Чем меньше погрешностей будет сделано при принятии обоснования, тем меньше проблем возникнет перед фирмой в процессе реализации.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
· сферу бизнеса (производство, строительство, розничная и оптовая торговля, предоставление услуг, посредническая деятельность и т.п.);
· масштаб бизнеса (большой, средний, малый);
· характеристиками продукта бизнеса (традиционный, принципиально новый, производственно-технического или потребительского назначения);
Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.
В пределах каждого классификационного признака можно выделять и разрабатывать: а) полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта (для потенциальных партнеров и инвесторов); б) бизнес-план фирмы (для совета директоров или сборов акционеров); в) бизнес-план структурного подраздела (для высшего руководства фирмы). Могут также составляться специальные (сокращенные) бизнес-планы для определенного круга заинтересованных лиц, а также бизнес-планы развития конкретного региона для органов с бюджетными полномочиями.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана предприятия [9]:
Читайте также >>>
Особенности циклического развития современной России
Экономический рост - это не плавный, равномерно совершающийся
подъем. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего
объема производства происходит очень быстро, в другие годы - медленнее, иногда
происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся ...
Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение
получила такая форма предпринимательства как франчайзинг.
Франчайзинг, являясь определенным типом
организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий,
имеющих единую торговую марку (товарный ...