Основы экономики

-80-е годы XX века. В этом периоде истории советского общества, как и в предыдущем, можно выделить ряд этапов. Первый из них - годы второй мировой войны. На этом этапе советской системе пришлось выдержать испытание на прочность в условиях тяжелейшей войны.

После окончания второй мировой войны изменилась геополитическая структура мира. СССР приобрел статус ведущей мировой державы. США, меньше других стран пострадавшие в годы войны, после ее окончания стали играть роль мирового лидера в международных делах. Это новое соотношение сил, разделившее мир на два блока, нашло оформление в виде НАТО и организации Варшавского Договора. Произошел раскол послевоенного мира, началась холодная война. Сложные внешнеполитические условия наложили отпечаток на внутреннее развитие страны. Конец 40-х-начало 50-х годов - время восстановления разрушенного в годы войны, налаживания мирной жизни. Однако выбранная правящей партией система приоритетов внутренней политики, возвращение к репрессиям привели к обострению ряда проблем.

После смерти Сталина в 1953 г. советское руководство попыталось решить эти проблемы, не меняя кардинально сложившуюся систему. Период с 50-х до середины 60-х годов - время хрущевской "оттепели", критики культа личности Сталина, попыток проведения реформ. Однако положительный эффект от них был кратковременным, многие ожидания не оправдались. Во второй половине 60-х годов попытки реформ сходят на нет и начинается период, получивший условное название "застоя". Главной в 60-80-е годы стала тенденция к консервации общественной системы. Отказ от проведения реформ привел к обострению нерешенных социально-экономических и политических проблем. Все больше "вызовов" истории требовали безотлагательного ответа - глобализация мирового экономического и политического развития, новый этап научно-технической революции, приведший к распространению информационных технологий, проблемы экологии и др.

Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи.

Проблемы и тенденции развития экономической мысли советских экономистов в 60-80 годы XX века

К числу главных научных проблем, выдвигавшихся и изучавшихся в рассматриваемый период относятся такие, как обоснованное и рациональное размещение исследовательских учреждений, функционирование и развитие науки, структура и динамика научной деятельности и ее технология, взаимодействие науки с материальной и духовной жизнью, экономическая эффективность научных разработок, рациональное и обоснованное использование ресурсов, выделяемых науке, обеспеченность научных организаций высококвалифицированными кадрами, их подготовка и повышение квалификации, материально-техническое обеспечение научно-исследовательских учреждений и др. Этим вопросам посвящены работы Г.М. Доброва, В.И. Дуженкова, Г.А. Лахтина, С.В. Пирогова.

Среди проблем экономики и планирования образования важное место заняли вопросы научно обоснованного определения потребности в кадрах специалистов, а также экономики высшего и среднего специального образования. Этим вопросам посвящены, в частности, работы Е.Н. Жильцова, В.Е. Комарова, Д.И. Чупрунова и др.

В конце 70-х - начале 80-х годов были сделаны шаги в направлении формирования такой научной дисциплины, как экономика культуры. Исследованием отрасли занимались И.Е. Дискин, В.Г. Зинин, Б.Л. Рудник, И.А. Столяров, Л.И. Якобсон и др.

Много внимания уделялось межотраслевым проблемам экономики непроизводственной сферы, в частности вопросам эффективности. М.В. Солодков сформулировал вывод о том, что основным критерием эффективности затрат в непроизводственной сфере следует считать отношение прироста объема материальных благ и услуг, поступающих в личное потребление, к затратам, которые обеспечили этот прирост. Д.И. Правдин предложил формулу, с помощью которой можно определить эффективность труда с применением коэффициентов рациональности использования рабочего времени (коэффициентов экономической интенсивности), квалификационного уровня сравниваемых объектов. При этом была подчеркнута необходимость при оценке эффективности труда всесторонне увязывать количественные показатели с качественными, отражающими народнохозяйственную эффективность результатов труда работников непроизводственных отраслей, раскрывающими их влияние на другие сферы экономики.

Многими экономистами проводились исследования эффективности отдельных отраслей непроизводственной сферы. Так, В.А. Жаминым и Г.А. Егиазаряном была проанализирована экономическая эффективность образования в СССР для периода I960-1970гг. На основе коэффициентов редукции труда был исчислен прирост национального дохода, получаемый за счет повышения квалификации работников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Основы управления материальными ресурсами предприятий
Развитие рыночной системы с ее повышенными требованиями к процессу формирования конечных результатов, дифференциация интересов пользователей финансовой информации, вызывают необходимость пересмотра традиционного порядка отражения фактов хозяйственной деятельност ...

Оценка и совершенствование экспортной деятельности предприятия на примере ОАО Концерн Аксион
Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая является одной из основных ...