Изучение и анализ позиций и возможностей организации в конкурентной борьбе в целом предполагает поиск ответов на основные вопросы, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
) каковы основные цели конкурентов?
) каковы текущие стратегии достижения этих целей?
) какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
По сути дела, речь идет о сборе и анализе информации о потенциале организации среди конкурирующих предприятий и уровне использования данного анализа.
Методика оценки конкурентоспособности или конкурентных преимуществ предприятия опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.
На основе анализа различных подходов к конкурентным преимуществам можно осуществить классификацию конкурентных преимуществ объектов по следующим признакам:
1) по отношению к системе (организации, стране)
внутренние - ценности организации, квалифицированные кадры
внешние - качественная инфраструктура региона, стабильная политическая система страны
) по сфере возникновения преимущества
природно-климатические - экономически выгодное расположение региона
социально-политические - стабильность политической и законодательной системы страны, региона
технологические - повышение уровня развития технологических показателей, снижение износа основных фондов
культурные
экономические - устойчивая налоговая система и регулирование экономики страны
) по содержанию фактора преимущества
качество товара (услуги) - известность и надежность бренда, комфортность товара
цена товара (услуги) - наличие товаров- заменителей, высокая конкуренция у поставщиков и изготовителей товара
затраты у потребителя товара (услуги)
качество сервиса товара (услуги) - качественная упаковка товара, надежный имидж изготовителя
) по методу получения преимущества
по наследству
обучение
внедрение новшеств - внедрение ноу-хау в области менеджмента
) по месту реализации преимущества
рабочее место
организация
регион
) по продолжительности реализации преимущества
стратегические факторы преимущества - повышение квалификации кадров
тактические факторы преимущества - современная система рекламы, эффективная мотивации труда, заимствование ноу-хау у конкурентов в области менеджмента
) по видам получаемого эффекта от реализации конкурентного преимущества
социальный эффект - повышение безопасности труда и образованности работников
экономический эффект - прирост объема продаж и прибыли.
Также конкурентоспособность можно анализировать по следующим типовым факторам конкурентных преимуществ: персонал, товар или услуга, организация, отрасль, регион, страна.
Персонал. На предприятии персонал можно разделить на три категории: рабочий, специалисты и менеджеры.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как «закон наименьших» и «закон пропорциональности», специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Читайте также >>>
Расчет основных экономических показателей
Предприятие
- это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в определённом порядке
который установлен законом.
Предприятие
может выпускать продукцию, выполнять работу или оказывать услуги.
Предприятие
имеет обособленное имущество, коллектив раб ...
Разновидности гибких систем оплаты труда работников, позволяющих нанимателю стимулировать производительность труда
Заработная
плата является не единственным, но безусловно главным фактором стимулирования
труда, повышения его производительности, эффективности.
В течение
2010 - 2011 годов были приняты и вступили в законную силу ряд нормативных
правовых актов, целью которых ...