Методы анализа и оценки конкурентоспособности

Изучение и анализ позиций и возможностей организации в конкурентной борьбе в целом предполагает поиск ответов на основные вопросы, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

) каковы основные цели конкурентов?

) каковы текущие стратегии достижения этих целей?

) какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

По сути дела, речь идет о сборе и анализе информации о потенциале организации среди конкурирующих предприятий и уровне использования данного анализа.

Методика оценки конкурентоспособности или конкурентных преимуществ предприятия опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.

На основе анализа различных подходов к конкурентным преимуществам можно осуществить классификацию конкурентных преимуществ объектов по следующим признакам:

1) по отношению к системе (организации, стране)

внутренние - ценности организации, квалифицированные кадры

внешние - качественная инфраструктура региона, стабильная политическая система страны

) по сфере возникновения преимущества

природно-климатические - экономически выгодное расположение региона

социально-политические - стабильность политической и законодательной системы страны, региона

технологические - повышение уровня развития технологических показателей, снижение износа основных фондов

культурные

экономические - устойчивая налоговая система и регулирование экономики страны

) по содержанию фактора преимущества

качество товара (услуги) - известность и надежность бренда, комфортность товара

цена товара (услуги) - наличие товаров- заменителей, высокая конкуренция у поставщиков и изготовителей товара

затраты у потребителя товара (услуги)

качество сервиса товара (услуги) - качественная упаковка товара, надежный имидж изготовителя

) по методу получения преимущества

по наследству

обучение

внедрение новшеств - внедрение ноу-хау в области менеджмента

) по месту реализации преимущества

рабочее место

организация

регион

) по продолжительности реализации преимущества

стратегические факторы преимущества - повышение квалификации кадров

тактические факторы преимущества - современная система рекламы, эффективная мотивации труда, заимствование ноу-хау у конкурентов в области менеджмента

) по видам получаемого эффекта от реализации конкурентного преимущества

социальный эффект - повышение безопасности труда и образованности работников

экономический эффект - прирост объема продаж и прибыли.

Также конкурентоспособность можно анализировать по следующим типовым факторам конкурентных преимуществ: персонал, товар или услуга, организация, отрасль, регион, страна.

Персонал. На предприятии персонал можно разделить на три категории: рабочий, специалисты и менеджеры.

Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как «закон наименьших» и «закон пропорциональности», специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Основы управления материальными ресурсами предприятий
Развитие рыночной системы с ее повышенными требованиями к процессу формирования конечных результатов, дифференциация интересов пользователей финансовой информации, вызывают необходимость пересмотра традиционного порядка отражения фактов хозяйственной деятельност ...

Региональный воспроизводственный процесс в Республике Башкортостан
Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где должны быть согласованы интересы производителей и потребителей. Управление рынком требует изучения совокупности региональных рыночных отношений, конкурентной среды, развития ...