Особенности определения регуляторной базы активов для целей ценообразования в сфере теплоснабжения в Украине

В Украине недавно на уровне закона о государственном регулировании субъектов естественных монополий для целей ценообразования введен термин «регуляторная база активов» (РБА). Он определяется в контексте внедрения в Украине стимулирующего регулирования субъектов естественных монополий. Анализ определения стимулирующего регулирования, установленного Правительством Украины в законе, позволяет сделать вывод, что сегодня политическим приоритетом в сфере государственного регулирования является достижение двух из четырех основных функций цен для субъектов естественных монополий: стимулирование производителя или привлечение инвестиционного капитала и стимулирование эффективности. В действующей системе ценообразования по методу «расходы плюс» такие стимулы слишком ограничены. Инвестиции в инфраструктуру не осуществляются, поскольку тарифы формируются в расчете на 1 год. Поэтому субъекты естественной монополии не имеют гарантий получать справедливую норму прибыли и, как следствие, не могут внедрять операционную эффективность для повышения спроса на свою продукцию и поддержку тарифов на приемлемом для потребителя уровне. При действующей системе ценообразования не стимулируется эффективность, поскольку не применяются санкции за неэффективную деятельность и не предусмотрено вознаграждение в виде дополнительной прибыли за особенно высокие показатели хозяйствования.

Актуален выбор такого метода стимулирующего регулирования, который позволит устранить недостатки действующей системы ценообразования, привлечь капитал в виде инвестиций и достичь эффективной деятельности монопольного субъекта. Сегодня большинство практиков в сфере государственного регулирования естественных монополий на территории СНГ признают, что, придав традиционному методу ценообразования «по норме прибыли» определенные признаки стимулирующего регулирования, можно исправить существующие недочеты. К этим признакам относятся: формирование нормы прибыли как средневзвешенной стоимости капитала и определение суммы прибыли от РБА субъекта регулирования, а также внедрение средне- или долгосрочного периода установления тарифов.

В России такой подход формирования цен реализован в секторе электро- и теплоснабжения. Как отмечают российские аналитики, до конца 2011 г. на так называемое РБА-регулирование (определение прибыли от РБА) должна была перейти значительная часть сетевых электрических компаний, что повлекло за собой рост цен на энергоносители. Реакцией на него стало принятие неожиданных регуляторных решений, которые инвесторы восприняли как неприятный сюрприз в изменении «правил игры». Регуляторами были пересмотрены принципиально неизменные положения: значение РБА и ставки доходности на старый и новый капитал в течение периода регулирования. В сфере теплоснабжения в 2011 г. только отдельные компании (в Санкт-Петербурге, Оренбургской, Орловской, Свердловской областях и др.) публично заявили о переходе на РБА-регулирование. В то же время специалисты признают сложность утвержденной методики для понимания, обременительность расчетов при ее применении в секторе теплоснабжения для вертикально интегрированных монополий, которые должны устанавливать тарифы раздельно на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, а также отсутствие ее преимуществ по сравнению с методикой долгосрочного индексирования тарифов для предприятий, которые оперируют имуществом на правах хозяйственного ведения.

В Украине в секторе электроэнергетики также разработана методика ценообразования, которая базируется на РБА и будет действовать после вступления в силу принятого закона. Сегодня в сфере теплоснабжения такая методика отсутствует, однако у Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, имеются определенные наработки, которые в настоящее время обсуждаются экспертами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Оценка структуры распределения ВВП Республики Беларусь по кварталам 2010 г.
Внутренний валовой продукт (ВВП) Беларуси в 2010 году составил в текущих ценах Br163 трлн., что в сопоставимых ценах на 7,6% больше по сравнению с 2009 годом, сообщается в отчете Национального статистического комитета Беларуси (Белстат) со ссылкой на оперативны ...

Расчет производственной программы автомобильного парка
Автомобильный транспорт развивается количественно и качественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10 - 12 млн. единиц, а его численность - более 350 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирово ...