Особенности определения регуляторной базы активов для целей ценообразования в сфере теплоснабжения в Украине

Iact - фактические инвестиции за весь регуляторный период.

Определение РБА по формуле (7) позволяет компании внедрять инвестиционную программу в пределах общей для всего периода суммы. Согласно этой формуле, корректировка на фактические инвестиции произойдет только перед началом нового регуляторного периода. В то же время в следующем регуляторном периоде субъект регулирования не сможет прибавить к РБА инвестиции, которые выходят за рамки согласованной инвестиционной программы.

Существует и другой подход: фактические суммы инвестиций должны быть подтверждены аудиторским заключением, и таких данных не будет в конце года, в котором они произошли. Поэтому в регуляторной практике применяют подход, предусматривающий 1 год задержки при корректировке РБА на сумму фактических инвестиций. Это можно записать в виде формулы: t-1 = RABt-2 +

Invt -

D t-1 -

С t-1 -

А

t-1 -

max

(8)

Таким образом, в формулах (7) и (8) в следующем регуляторном периоде РБА рассчитывается по принципам ex-ante или ex-post, то есть сумма инвестиций, которая в предыдущем регуляторном периоде была определена на основе прогноза (по принципу ex-ante), корректируется по факту (по принципу ex-post) и является новой базой для установления прибыли.

В Сербии база активов ежегодно пересчитывается по фактическим инвестициям. Методические указания Федеральной службы по тарифам РФ также предполагают ежегодную корректировку РБА на сумму фактических инвестиций в течение соответствующего регуляторного периода. Анализ проекта методики НКРЭ позволяет сделать вывод, что аналогичный подход предлагается использовать и в Украине в электроэнергетике. Его применение можно расценивать как признак невысокого доверия регулятора к компаниям и как ограничитель стимулов к инвестированию.

Для Украины предлагаем применение классического метода определения РБА в следующих регуляторных периодах по формуле (7) или (8). Введение этого подхода предусматривает также применение в расчете необходимого годового дохода (формула (2)) планового показателя амортизационных отчислений, в соответствии с инвестиционной программой, и учет его фактического уровня для расчета амортизации в следующих регуляторных периодах. Большинство стран ВЕКЦА применяют в ценообразовании прямолинейный метод амортизации, позволяющий в определенной мере упростить планирование данной статьи расходов. Предлагаем в Украине применять этот подход, который согласуется с действующей практикой амортизационных начислений на стоимость многих объектов в сфере теплоснабжения.

Выводы

При использовании метода ценообразования по норме доходности капитала от РБА для сферы теплоснабжения предлагаем изменить действующий подход, существующий в системе регулирования тарифов в Украине и предусматривающий установление тарифов субъектам естественных монополий уполномоченными регуляторными органами, и ввести вместо него методику (порядок) определения и установления необходимого годового дохода регулируемого субъекта хозяйствования как предельное ограничение для каждого вида деятельности, подлежащего лицензированию (производство, транспортировка, поставка). Определение уровней и структуры тарифов (одно-, двухставочные и т.д.) целесообразно оставить за предприятием. При этом регуляторному органу необходимо установить принципы ценообразования, которые следует использовать при применении тарифов. Такой подход позволит сделать расчеты прозрачными для контроля со стороны регуляторного органа.

В формулу, по которой определяется необходимый регуляторный доход, целесообразно включить: расходы операционной деятельности (за вычетом амортизации), амортизацию, средневзвешенную стоимость капитала, РБА, рабочий капитал (годовое изменение рабочего капитала, равное разнице между плановыми показателями рабочего капитала на конец и начало планового года).

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11

Читайте также >>>

Оценка конкурентоспособности предприятия
В условиях развивающейся конкуренции данная тема необычайно актуальна. Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильне ...

Разработка мероприятий по совершенствованию системы государственной поддержки малого бизнеса
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментал ...