Особенности определения регуляторной базы активов для целей ценообразования в сфере теплоснабжения в Украине

Важно обратить внимание на международный опыт определения срока полезной эксплуатации основных средств для целей ценообразования. Так, в Германии регулятор устанавливает срок полезной эксплуатации основных средств, отличный от общепринятой в этой стране практики бухгалтерского учета (General Accepted Accounting Principles (Practices) - GAAP), в частности, он больше для целей ценообразования. Это связано с необходимостью обеспечения принятого уровня тарифов в условиях увеличения объемов инвестиций и, соответственно, размера амортизационных отчислений, которые возмещаются за счет тарифов. В Австралии регулятор не устанавливает стандартных сроков полезной эксплуатации основных средств или классов, а принимает сроки, предлагаемые лицензиатом. В Великобритании регуляторный орган (OFGEM - для электропередающих компаний) определяет для каждой компании срок полезной эксплуатации объектов, приобретенных в ходе приватизации, - в среднем 10-15 лет в зависимости от среднего срока эксплуатации приватизированных активов. Инвестиции после приватизации списывались один раз в год приблизительно в течение 20 лет; для каждой компании был установлен свой период сглаживания - 15, 30 или 50 лет.

При этом, по нашему мнению, в Украине необходимо использовать специальный подход к определению РБА в сфере теплоснабжения, который будет учитывать особый правовой режим имущества соответствующих предприятий, а именно - наличие активов, созданных за счет потребителей (тарифов) и бюджетного финансирования, которые в настоящее время приватизировать запрещено, поскольку они обеспечивают жизнедеятельность государства в целом и являются «объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, других населенных пунктов, включая сети, строения, оборудование, связанные со снабжением потребителей водой, газом, теплом, а также отведением и очисткой сточных вод».

Для учета особенностей правового режима имущества предприятий теплоснабжения, которое, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит приватизации, считаем необходимым модифицировать показатели формулы (4) и ввести дополнительное ограничение при определении РБА в случае, если субъект хозяйствования, тарифы которого подлежат регулированию, действует по договору аренды или концессии. Речь идет о предприятиях, которые на конкурсной основе завоевали право управлять объектами коммунальной собственности на условиях договора аренды или концессии и не приобретали соответствующих активов. Следовательно, предоставление частной компании права получать прибыль не на инвестированный капитал, а на рассчитанный на базе стоимости активов (переданных по договору аренды или концессии и созданных в предыдущие периоды за счет бюджетных средств или тарифных поступлений), с экономической точки зрения, несправедливо для потребителей. Более того, такой подход может служить антистимулом в инвестиционной деятельности частного партнера. Ведь даже при условии, что инвестиции в формуле (4) будут равны 0, частный партнер будет иметь гарантированную прибыль, поскольку база активов в этой ситуации равна стоимости переданных активов. На данном этапе развития экономики Украины, в условиях низкой платежеспособности потребителей, считаем, что определение в качестве базы получения дохода на инвестированный капитал всей стоимости переданных в аренду или концессию активов нецелесообразно, поскольку это приведет к необоснованному повышению тарифов, то есть к несоответствию прибыли (которая является классическим способом получения дохода на инвестированный капитал) сумме вложенных инвестиций.

Таким образом, учитывая особенности национального законодательства в вопросах собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, предлагаем рассматривать отдельно предприятия, в которых активы находятся в хозяйственном ведении, и предприятия, в которых активы переданы по договору аренды или концессии.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Читайте также >>>

Оценка конкурентоспособности ООО НЗЖБИ имени Иванова Г.С.
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравн ...

Оценка стоимости ОАО ЗабайкалцветметНИИпроект
Оценка стоимости предприятия представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка. О ...